Исходя из всего сказанного наиболее рациональным является форсировка двигателя по степени сжатия до 9,8-10, что подтверждается опытом участия в соревнованиях в СССР и за рубежом ведущих гонщиков коллективов ДОСААФ и заводов.

На собранном и обкатанном двигателе истинная величина степени сжатия проверяется компрессометром на прогретом двигателе с вывернутыми свечами при 200-250 об/мин, т. е. при оборотах, даваемых стартером при полностью заряженном аккумуляторе. Замеренное компрессометром значение давления конца такта сжатия в каждом цилиндре легко пересчитывается в степень сжатия по эмпирической формуле:

ε = (Pc + 3,9)/1,55

где ε - степень сжатия;
Pc —давление, замеренное компрессометром, кгс/см2.

Для удобства расчетов можно пользоваться табл. 14.

Pc, кгс/см2 7,1 9 10 11 12 13 14
Е 7,1 8,3 8,9 9,6 10,3 10,9 11,5

Замеренная по давлению Pс степень сжатия должна соответствовать расчетной, и разница в замерах в каждом цилиндре не должна превышать 0,5-1 кгс/см2. Это залог успешной работы двигателя. В противном случае надо обязательно выяснить причину отклонений и устранить ее, даже если это связано с разборкой двигателя.

Известно, что часть развиваемой двигателем мощности тратится на преодоление сил трения и приведение в действие механизма газораспределения, водяного, масляного и топливного насосов, вентилятора, генератора, распределителя. Если принять все потери на трение за 100%, то распределение их по двигателю будет примерно следующим:
потери на трение поршней и поршневых колец-70%;
потери на трение в подшипниках-10%;
потери на трение в механизме газораспределения- 10%;
остальные потери на трение- 10%.

Как снизить потери мощности на трение?

Кроме обычных мер, направленных на уменьшение механических потерь в двигателе,-тщательная подгонка всех деталей по размеру и массе, применение соответствующих сортов масел, облегчение и балансировка вращающихся деталей,- автором этих строк и гонщиками Московского автодорожного института в течение ряда лет применялся новый эффективный способ чистовой обработки трущихся поверхностей - вибрационное обкатывание.

Заканчивая эту главу, хотелось бы дать гонщикам и тренерам такой совет: прежде чем браться за трудоемкие работы по форсировке двигателя, требующие и времени и специального оборудования, надо сначала оценить подготовленность самих спортсменов, степень сложности соревнований, их ранг и тактические задачи данного спортсмена в данном соревновании.

Стандартные автомобили М-2140 и ВАЗ - быстроходные и надежные машины, способные выдержать нагрузки шоссейно-кольцевых гонок и ралли без особых переделок. Поэтому начинающим спортсменам надо набраться соревновательного опыта, отработать навыки надежного вождения автомобиля в любых условиях, постичь секреты раллистской "бухгалтерии", наконец выполнить норматив очередного спортивного разряда, можно посоветовать обратить основное внимание на отработку вопросов надежности двигателя и автомобиля в целом. Готовя автомобиль к соревнованиям, необходимо выполнить в полном объеме и с особой тщательностью регулировочные и крепежные работы, поставить необходимое (по техническим требованиям) и желательное оборудование. Необходимое-это дуги безопасности, ремни безопасности, огнетушитель, аптечку. Желательное-это защитный лист внизу автомобиля, дополнительные фары, дополнительные баки под топливо для ралли. Можно посоветовать также облегчить автомобиль за счет снятия резиновых ковриков, клыков бамперов и т. п. и несколько "занизить" его для шоссейно-кольцевых гонок.

Вот и вся программа минимум для начинающих спортсменов в деле подготовки нового или собранного своими силами спортивного автомобиля. Повторяю, главная задача для них-прочувствовать в полной мере соревновательную нагрузку, научиться правильно распределять свои силы и обязательно доходить до финиша независимо от того, как складывается гонка, сколько получено штрафных очков, на сколько кругов идет впереди лидер, на каком вы месте. Главное, всегда доходить до финиша!

Чувство "финишной ленточки", испытанное с самого начала спортивной деятельности, окажет в дальнейшем неоценимую услугу. У спортсмена появляется уверенность в своих силах, умение беречь автомобиль во время соревнований, трезво оценивать опасность и неизбежный риск, спокойно исправлять допущенные ошибки. Одним словом, появляется опыт, основываясь на котором, можно ставить перед собой задачу-показывать стабильные и высокие спортивные результаты.

<< Назад Содержание Читаем дальше >>